Уголовное право Германии

Пост опубликован: 28.01.2019

Уголовное право Германии

Уголовное право Германии

Уголовное право Германии

Уголовное право Германии

Уголовное право Германии

Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. (историческое название Кодекса). В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права.

Так в нем был закреплен принцип, по которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах.

Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).

В период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919–1933 гг.) в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства и частично включенные в УК, служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма и в силу Потсдамских соглашений на всей территории Германии в принципе отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.

Вскоре после образования ФРГ началась подготовка реформы УК 1871 г. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные дополнения в Особенную часть УК, осуществляется общая модернизация, «расчистка» УК от устарелых положений и т. п.

С 1954 г. развернулась работа комиссии Бундестага по «большой реформе». Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962 г.), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на тюремное заключение как устрашающее средство. В свою очередь группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. «альтернативный проект», предлагавший более гибкую карательную политику и либеральную трактовку задач уголовного законодательства.

Созданный в 1966 г. Специальный комитет Бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс, устранив наиболее реакционные положения проекта 1962 г. и восприняв некоторые требования авторов «альтернативного проекта», в частности об условном осуждении и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части УК. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать Уголовный кодекс, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи Кодекса 1871 г., подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки.

После «большой реформы» в ФРГ были изданы отдельные акты, касающиеся некоторых наиболее опасных преступлений, в частности, законы о борьбе с экономической преступностью (первый - в 1976, второй - в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция Кодекса.

Последние изменения в УК ФРГ были внесены в 1994–1995 гг. В Особенную часть была введена, в частности, норма о подкупе депутатов, исключена ответственность за гомосексуальные действия. Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28-й раздел Особенной части «Преступные деяния против окружающей среды» и т. д.

Действующий УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний. Преступные деяния теперь подразделяются на преступления – те, за которые грозит лишение свободы на один год или больше, и на проступки – за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается «нарушений» – наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до шести недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные проступки (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.

Уголовное законодательство ФРГ предусматривает дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от «степени представляемой правонарушителем опасности».

Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст. 102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет).

В систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или «интернирование в целях безопасности» на срок до 10 лет, дополняющее лишение свободы, применяемое к опасным преступникам. В дополнение к УК ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и «социально-терапевтических» и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.

Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов. Правда федеральным законодательством охвачены все существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю законодательства земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.