Германо-германские отношения в политике фрг (1973−1989 гг.)

Пост опубликован: 28.01.2019

Германо-германские отношения в политике фрг (1973-1989 гг.)

ГЕРМАНО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ ФРГ

(1973-1989 гг.)


Специальность 07.00.03. – всеобщая история

(новая и новейшая история)


Автореферат

диссертация на соискание ученой степени

кандидата исторических наук




^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Окончание Второй мировой войны поставило на повестку дня международных отношений германский вопрос, который был вызван разделением страны на два государства (Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику). Будучи членами разных военно-политических блоков, а также имея противоположные общественно-экономические модели развития и определенную ограниченность своей самостоятельности, каждая из стран отстаивала свое видение решения данного вопроса.

На протяжении четырех десятилетий германский вопрос не раз становился источником реальной угрозы миру в Европе, а все попытки его разрешения оказывались безрезультатными. Великим державам, ответственным за Германию в целом, так и не удалось согласовать свои планы между собой и с интересами самих немцев. Начало двустороннего сотрудничества между двумя германскими государствами стало возможным только благодаря наступлению разрядки отношений между двумя сверхдержавами, США и Советским Союзом. Это вылилось, в первую очередь, в подписание между ФРГ и ГДР Договора об основах отношений и последующим их принятием в Организацию Объединенных Наций. Данный договор заложил основу для дальнейшего развития германо-германского диалога, которые стали теперь охватывать весь комплекс двусторонних контактов между двумя государствами.

По мере укрепления международно-правовых позиций ФРГ и ГДР на ведущее место выходит тезис об «окончательном решении германского вопроса». Между тем, это не означало, что правительства обоих государств отказались от идеи воссоединения страны на основе своей политической системы. Особо активную работу в этом направлении проделывало руководство ФРГ. Все правительства Федеративной республики пытались не только облегчить двусторонние контакты между разделенными немцами, но и создать предпосылки для будущего объединения Германии, причем ориентировались они на мирное решение германского вопроса, на поддержание естественных чувств и стремлений людей к свободе, самоопределению, демократии. Безусловно, такая политика не могла быть прямолинейной, выверенной и бесконфликтной в условиях холодной войны и конфронтации в Европе.

Последняя четверть XX века оказалось необычайно богатой на эпохальные события. Их центром стала Европа, что подтвердило ее роль и значение в определении нового вектора в развитии мировой истории. Объединение двух германских государств стало одним из важнейших событий этого периода. Во многом оно было обусловлено предшествующим периодом, когда между ними развивались все более широкие контакты и связи, а также политикой ФРГ в отношении ГДР, рассчитанной на длительную перспективу. Итогом всей многолетней деятельности западногерманского руководства стало открытие границы между двумя германскими государствами, что, в конечном счете, и предопределило дальнейшую судьбу ГДР и отчасти всей социалистической системы в Европе. По знаменитому выражению корреспондента французской газеты «Монд», именно с падением Берлинской стены оформилась «заочная победа капитализма над коммунизмом»1.

Актуальность темы, избранной для научного исследования, определяется потребностью объективного изучения развития отношений между двумя германскими государствами, выявления всего комплекса контактов между ФРГ и ГДР в политико-экономических областях их сотрудничества, а также формирования германской политики федеральных канцлеров в данный период. Поскольку, в современном мире до сих пор остаются разделенные национальные государства (Северная и Южная Корея), соответственно, политика ФРГ в германо-германских отношениях служит хорошим примером осуществления объединительных процессов. Надо иметь в виду и то, что в отечественной историографии не уделялось должного внимания развитию контактов между ФРГ и ГДР, подтверждением чему служит практически полное отсутствие специальных работ по вопросу германо-германских отношений. Таким образом, в год 20-летного юбилея объединения Германии, для российской исторической науки назрела необходимость рассмотрения данного вопроса.

Объектом диссертационного исследования является политика ФРГ в отношении ГДР – от ратификации бундестагом Договора об основах отношений между двумя германскими государствами до падения Берлинской стены.

Предметом исследования выступает механизм разработки, формы и методы реализации стратегического курса ФРГ в отношении ГДР в политико-экономических аспектах. В диссертации затрагиваются также вопросы защиты окружающей среды, возврата культурных ценностей, развития городского партнерства и другие проблемы, решение которых было тесно связано именно с этими аспектами, хотя их подробное изучение требует отдельного исследования.

^ Целью данной работы является комплексное рассмотрение германо-германских отношений в политике ФРГ в указанный период, выявление взаимосвязи между политико-экономическими контактами и развитием двусторонних отношений, формировавших предпосылки будущего объединения.

^ Задачи исследования. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи диссертационного исследования:


  • установление основных целей и концептуальных подходов федеральных канцлеров в проведении германской политике;

  • выявление политических и экономических шагов правительств СДПГ/СвДП в период с 1973 по 1982 г;

  • определение характера внутригерманской политики канцлера Г. Коля с 1982 по 1989 г.


^ Хронологические рамки исследования. Рассмотрение германо-германских отношений ограничивается периодом с 1973 по 1989 гг. Нижняя временная граница обусловлена началом обсуждения в бундестаге вопроса ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также дальнейшим его вступлением в силу, что определило последующее развитие двусторонних контактов. Верхняя граница определена открытием 9 ноября 1989 г. руководством ГДР границы между двумя государствами, что в конечном счете привело к объединению страны и закрытию германского вопроса в повестке дня международных отношений.

^ Методологическая основа работы. При разрешении такой сложной и многоплановой проблемы, как германо-германские отношения, требуется комплексный подход в выборе и использовании методов исследования. Речь идет, прежде всего, о следовании принципам историзма, объективности, системности, конкретности как способах ведения исследования. Так как указанный период насыщен многими событиями, имевшими отношение к германо-германским отношениям, то безусловным является применение собственно исторического метода. Тем самым объект исследования получает свое историческое описание. Настоятельным является также использование историко-ситуационного метода, так как развитие контактов между ФРГ и ГДР и объединение Германии можно рассматривать только с учетом конкретной ситуации, что складывалась в 70-80-х гг. XX века. С другой стороны, ретроспективный подход позволяет лучше выявить суть германской политики федеральных канцлеров, динамику ее развития, дать ей должную и соответствующую оценку. Автор использовал также биографический метод, поэтому в работе даны краткие политические портреты В. Брандта, Г. Шмидта, Г. Коля, Ф.-Й. Штрауса и других, сыгравших важную роль в проведении и развитии отношений между двумя германскими государствами. Показаны основные взгляды и подходы данных политиков к германской проблеме и самим двусторонним контактам. В основе изложения лежит проблемно-хронологический метод, позволивший показать основные моменты рассматриваемой темы и осветить происходившие с течением времени качественные изменения в двусторонних отношениях.

Избранная тема имеет отношение и связь с политологическими, социологическими, социально-экономическими, правовыми проблемами. Это требует использования междисциплинарной научно-теоретической и информационной базы. В работе используются данные социологических исследований, отражавших уровень национального сознания, отношение и восприятие германо-германских контактов со стороны различных слоев гражданского населения ФРГ. Использование материалов переговоров и встреч между главными участниками двусторонних отношений, а также речей и выступлений, интервью, требует анализа их содержания, определения значения, выявления атмосферы встреч и тех настроений и взаимоотношений, что складывались в их ходе. Это возможно с использованием текстолого-герменевтического метода, который помогает установить отдельные факты и обстоятельства, влиявшие на принятие тех или иных решений.

В представленной диссертации предпринят системный анализ германо-германских отношений в политике ФРГ в 1973-1989 гг., предусматривающий создание достаточно целостной картины развития двусторонних связей между ФРГ и ГДР и способствующий пониманию важнейших факторов объединения Германии. Учитывая незначительное наличие работ по данной проблематике в отечественной историографии, в диссертации проанализирована политика федеральных канцлеров в отношении ГДР от подписания Договора об основах отношений в конце 1972 г. до падения Берлинской стены в 1989 г., через призму развития двусторонних отношений показана политическая цель этих контактов для руководства ФРГ. Научную новизну диссертационного исследования определяет также корпус источников и литературы, впервые в России вводимых в научный оборот.

^ Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в учебной работе, а также при подготовке научных трудов по истории германо-германских отношений и германского вопроса, по истории международных отношений периода «холодной войны». Данное исследование может содействовать разработке ряда новых тем, а также отдельных аспектов германо-германских отношений, имеющих целью более глубокое изучение истории Германии.

^ Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:


  1. Главной целью германской политики канцлера Вилли Брандта являлось развитие диалога между ФРГ и ГДР, а не объединение страны в силу невозможности этого на данном этапе. Подписание и ратификация «Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР» стали фундаментом для углубления дальнейших контактов между двумя государствами.

  2. Гельмут Шмидт увязал воедино политические и экономические вопросы, одним из показателей чего стали соглашения по развитию совместной инфраструктуры. Результатом проведения данной политики стало наметившееся потепление межгосударственных отношений, что выразилось в первом официальном визите канцлера ФРГ в ГДР.

  3. Гельмут Коль придал новый импульс германской политике. Этому в значительной степени благоприятствовали следующие обстоятельства: во-первых, оппозиция (СДПГ) не сдерживала расширение контактов, а наоборот всецело поддерживала их; во-вторых, Г. Коль сконцентрировал практически все нити контактов с восточногерманским соседом в ведомстве федерального канцлера, что давало ему полный контроль над развитием двусторонних связей.

  4. Сильной стороной политики Г. Коля в отношении ГДР была убежденность в «открытости» германского вопроса. Новым же концептуальным подходом канцлера в германском вопросе стала политика «малых шагов», которая путем расширения контактов и связей была призвана ликвидировать или ослабить последствия раскола для граждан обоих государств. Массовые взаимные поездки граждан ГДР и ФРГ стали следствием политики «малых шагов» и политики «уступка за уступку» и явились действенным средством в реальном сближении двух государств.

  5. Существенную роль в развитии двусторонних отношений между двумя германскими государствами сыграла переговорная активность Гельмута Коля, которая начала вырабатываться в ходе так называемой «похоронной дипломатии». Именно при Коле частоты встреч высшего руководства обоих государств достигла своего апогея, что выразилось в конечном итоге в официальном посещении Эрихом Хонеккером ФРГ в сентябре 1987 г.


^ Источниковая база исследования. В ходе исследования были использованы разнообразные источники. Их можно классифицировать по видам: официальные источники и источники личного характера. К первой группе относятся материалы архивов политических партий Германии, политический архив Вилли Брандта (СДПГ) и архив либерализма (СвДП). В них были использованы предвыборные программы данных партий2. Германская политика представлена во внешнеполитических разделах программных документов, где формулировались главные цели и задачи партий как текущего, так и перспективного характера.

В качестве источников также использованы официальные материалы заседаний бундестага ФРГ3 за 1973 – 1980 гг. Среди этих материалов необходимо выделить дебаты в западногерманском бундестаге по вопросу ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также позиции политических партий по поводу посещения канцлера Гельмута Шмидта ГДР и его переговоров с председателем Госсовета ГДР Э. Хонеккером. Это позволило выявить позиции ведущих политических сил ФРГ к отношениям с ГДР. Материалы бундестага содержат ежегодные правительственные послания «о положении нации в разделенной Германии», с которыми выступали федеральные канцлеры с 1973 по 1989 гг. Они имеют несомненную историческую ценность, так как позволяют выявить в динамике состояние и направления в развитии германо-германских отношений, новые концептуальные установки в германском вопросе, а также те методы и средства, которые использовало руководство ФРГ в актуализации германской проблемы.

Значительную группу источников составили тематические публикации документов по истории германо-германских отношений.Среди них: «Десять лет германской политики. Развитие отношений между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой 1969-1979 гг.», «Внутригерманские отношения. Развитие отношений между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой 1980-1986. Документы», «Документы к внутригерманским отношениям. Соглашения и заявления» и другие4. В этих публикациях представлен весь комплекс документов и соглашений, которые были заключены между ФРГ и ГДР в исследуемый период. Материалы, подобранные по хронологическому принципу, позволяют составить вполне определенную картину развития германо-германских отношений, выявить позиции и подходы федеральных канцлеров к решению германского вопроса.

Важным и необходимым стало использование сборников «Тексты к германской политике»5, регулярно издававшиеся с 1968 г. министерством по внутригерманским отношениям. В них публиковались не только речи западногерманских деятелей, но и документальные материалы по двусторонним отношениям между германскими государствами.

Из источников личного происхождения были использованывоспоминанияполитических деятелей, принимавших непосредственное участие в развитии германо-германских отношений В. Брандта, Г. Шмидта,Г. Коля, Ф.-Й. Штрауса, А. Шальк-Голодковского, Ю.А. Квицинского и других6. Для данной группы источников характерен один существенный недостаток: все воспоминания политических деятелей носят, как правило, оправдательный характер, поэтому к ним нужно относится довольно критически. Но, вместе с тем, данные труды проливают свет на многие ключевые проблемы в развитии двусторонних отношений между ФРГ и ГДР.

Значительную ценность для исследования периода нахождения у власти в ФРГ социал-либеральной коалиции представляют мемуары одного из «отцов политической разрядки» Вилли Брандта7. Будучи основоположником нового внешнеполитического подхода к отношениям с коммунистическими странами Восточной Европы (так называемая "новая восточная политика" (Ostpolitik)), В. Брандт в своих воспоминаниях уделяет значительное внимание вопросу объединения Германии, в частности вопросу развития германо-германских отношений. Автор мемуаров не обходит стороной проблему ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР, а также скандал вокруг ареста Г. Гийома, послуживший поводом для его отставки. Все эти моменты представляют значительный интерес при исследовании начального этапа развития отношений с ГДР.

Ценным источником по истории развития отношений между двумя германскими государствами в 80-е гг. XX века являются воспоминания Гельмута Коля8. Именно с его именем связывают многие политологи и историки, не только в Германии, но и за ее пределами, решение германского вопроса, что привело к появлению определения – «канцлер единства». Особую значимость для диссертационного исследования представляет его труд «Воспоминания. 1982-1990»9. В этих мемуарах бывший канцлер охватывает период с октября 1982 г. до германского воссоединения. Г. Коль практически все повествование посвятил внешнеполитическим аспектам своего правления. Большое внимание он уделяет переговорной дипломатии при решении германского вопроса не только с западными партнерами, но и с М.С. Горбачевым и Э. Хонеккером. Автор подробно представляет читателю свои взгляды на германо-германские отношения и перспективу объединения страны. В своих мемуарах Коль в очередной раз доказывает правильность своих действий и решений в развитии двусторонних контактов с ГДР.

Огромное воздействие на формирование и проведение германской политики, а также на сам ход германо-германских отношений оказал председатель ХСС Ф.-Й. Штраус10. Франц Йозеф Штраус - одна из самых колоритных и противоречивых фигур в послевоенной Западной Европе. С его именем во многом связана история становления и развития ФРГ. Консерватор и непримиримый противник не только Советского Союза, но и ГДР, Штраус на склоне лет стал сторонником сотрудничества ФРГ с этими странами. Его воспоминания, изданные уже после его смерти, проливают свет на взаимоотношения между председателем ХСС и руководством ХДС, а также подробно освещают позицию Штрауса по вопросу ратификации Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР и его роль в предоставлении миллиардного кредита.

Немалый вклад в исследование отношений между ФРГ и ГДР оказали мемуары доверенного лица Э. Хонеккера Александра Шальк-Голодковского «Германо-германские воспоминания»11. Будучи высокопоставленным политиком ГДР, А. Шальк-Голодковский является важным свидетелем, не только восточногерманской, но и германо-германской истории. Он принимал непосредственное участие в ряде ключевых переговоров между лидерами двух германских государств. Автор подробно описывает причины и сам ход переговоров, дает характеристики политикам ФРГ, с кем ему доводилось контактировать. Шальк-Голодковский раскрывает позиции руководства СЕПГ на развитие двусторонних контактов с ФРГ, а также ситуацию приведшая к краху социалистической системы в ГДР. Между тем, складывается впечатление, что автор своими воспоминаниями пытается оправдаться перед западными немцами, делая упор на сложившуюся тогда историческую реальность и отмечая свою ведущую роль в достижении германо-германской разрядки, которая так и не была впоследствии оценена в объединённой Германии.

Важное значение при исследовании германо-германских отношений имели воспоминания известного советского дипломата Юлия Александровича Квицинского12. В течение долгих лет он работал в Германии, принимал участие в подготовке четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину 1971г., а с 1986 по 1990 г. был Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в ФРГ. В своих воспоминаниях он не только освещает свою дипломатическую деятельность и события, участником которых он являлся, но и показывает свое отношение к ним. Квицинский уделяет значительное внимание развитию германо-германских отношений в исследуемый период, а также проливает свет на позицию руководства Советского Союза по этой проблеме. В своих мемуарах он выделяет одну из главных особенностей политики западногерманского руководства в двусторонних контактах с СЕПГ: «Было ясно, что ФРГ, если и будет вкладывать деньги в ГДР, то лишь во имя продвижения своей политической цели развития особых внутригерманских отношений. Все, что оплачивалось ФРГ применительно к Западному Берлину, имело цель лишь укрепить позиции ФРГ в этом городе, а не наоборот»13.

Третью группуисточников составила периодическая печать. Важнейшим источником является центральная пресса ФРГ, прежде всего, одна из самых влиятельных и информированных газет «Франкфуртер альгемайне цайтунг»; газеты «Вельт», «Цайт», «Тагесшпигель» и другие; популярные еженедельники «Шпигель», «Штерн». Помимо западногерманской периодической печати в диссертационном исследовании были использованы центральные издания Восточной Германии «Нойес Дойчланд» и Советского Союза «Правда»14. Использование центрального печатного органа КПСС объясняется тем, что в «Правде» подробно освещался визит федерального канцлера Г. Коля в Советский Союз, а также представлена позиция советского руководства по развитию германо-германских отношений.

Историография. Если наличие двух независимых германских государств воспринималось СССР и ГДР как закономерное историческое явление, то для США и ФРГ такая позиция была неприемлемой. Разница в подходах отчетливо нашла свое отражение в историографии. На Западе, в первую очередь в Федеративной республике, на всем протяжении развития германо-германских отношений издавалось большое число работ, посвященных этой проблеме15. В трудах западногерманских историков периода 70-80-х годов явно преобладал идеологический подтекст. Тем не менее, в них осуществлялся детальный анализ германской политики федеральных канцлеров, обстоятельно исследовались двусторонние соглашения, а также политические цели, подходы и перспективы, к которым они могли привести.

В середине 70-х годов в ФРГ, в период активного развития германо-германских отношений, вышла в свет работа Гюнтера Шмидта «Политика распродаж? Германская политика правительства Брандта/Шееля»16, посвященная одному из ключевых направлений «восточной политики» В. Брандта, а именно развитию отношений с ГДР. Автор не только уделяет внимание принятию двусторонних соглашений, но и тщательно исследует Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР. По его мнению, он стал отправной точкой в развитии дальнейших отношений между Федеративной республикой и ГДР. Г. Шмидт показывает весь комплекс трудностей, который пришлось преодолеть правительству Брандта/Шееля, чтобы ратифицировать данное соглашение. В книге проявляется явная симпатия к идеям и политике социал-демократов в этот период времени.

Вильгельм Брунс в своей работе «Германо-германские отношения. Предпосылки, проблемы, перспективы»17 рассматривает весь комплекс двусторонних контактов. Особое внимание уделяется развитию отношений с ГДР в период канцлерства Г. Шмидта, а также начальной фазе германской политики Г. Коля. Автор пытается ответить на такие вопросы, как: Какие изменения в контактах с ГДР следует ожидать после прихода к власти ХДС/ХСС? Как повлияет размещение американских ракет на двустороннее сотрудничество? Какие шаги руководства ФРГ смогут улучшить контакты между двумя государствами? и т.д. Подробно в книге освещается тема развития совместных проектов и инфраструктуры, которую начал Г. Шмидт. Обстоятельно рассматривается история выделения миллиардного кредита для ГДР, характеризуются новые подходы в германской политике ФРГ в связи со сменой правящей коалиции, выявляется влияние общей международной обстановки на германо-германские контакты. Несмотря на то, что работа была написана в период политико-идеологического противостояния двух систем, частью которых являлись ФРГ и ГДР, Брунс попытался объективно рассмотреть весь комплекс двусторонних отношений между ними.

Западногерманские историки уделяли большое внимание и отдельным областям двустороннего сотрудничества. Так, в самом конце 80-х годов была издана монография Инги Марии Бургмер «Городское партнерство как новый элемент внутригерманских отношений»18, в которой рассматривается развитие партнерских отношений между городами Западной и Восточной Германии от момента подписания соответствующего соглашения и до середины 1989 г. Бургмер приходит к выводу, что активное сотрудничество в данной области не только облегчало контакты между людьми, но и создало благоприятные условия для последующего объединения Германии.

Восточногерманская историография этого периода, в отличие от западногерманской, не уделяла особого внимания рассмотрению германо-германских отношений. Это объясняется тем, что руководство СЕПГ и историки ГДР рассматривали двусторонние контакты, как отношения между двумя независимыми государствами, поэтому о каком-либо интересе к данной проблеме не могло быть и речи. Немаловажное воздействие, на изучение данной темы в ГДР оказывала политическая идеология СЕПГ. Между тем, в работах, посвященных истории ГДР, уделялось внимание развитию отношений между двумя германскими государствами. В этих трудах главный акцент делается на провале агрессивных планов руководства ФРГ по «устранению ГДР», «послевоенном урегулировании» с Западной Германией19, а также, «что между двумя германскими государствами не может быть никаких «особых внутригерманских отношений», а только отношения мирного сосуществования в соответствии с нормами международного права»20.

После объединения Германии у немецких исследователей не пропал интерес к исследованию двусторонних контактов между ФРГ и ГДР. Это выражается в постоянном появлении новых работ, посвященных их различным аспектам и этапам. Нередко поднимается вопрос о том, «имелась ли специальная стратегия федеральных канцлеров в германо-германских отношениях, которая должна была привести к скорейшему объединению Германии?». Немецкие исследователи чаще всего отвечают отрицательно. Так, Оскар Ференбах пишет, что «никаких планов, предусматривающих достижение конкретных целей, не было и быть не могло...»21, делая акцент на том, что это стало неожиданностью для всех.

Среди многочисленных современных исследований следует отметить труды К.-Р. Корте, К. Хакке, Д. Наката, В. Вайденфельдом, М. Крузе, Х. Поттхоффа и многие др.22 В них обстоятельно представлен весь комплекс германской политики правящих партий ФРГ и уделено должное внимание позициям руководства СЕПГ в этом вопросе. Наибольший акцент современные немецкие авторы делают на изучение структуры и функций аппарата федеральных канцлеров по реализации политики в отношении ГДР, внутригерманским торгово-экономическим, культурным, спортивным, совместным инфраструктурным проектам и другим отношениям. Большое внимание ими уделяется политическим фигурам, которые непосредственно участвовали в двусторонних переговорных процессах, таким как – Э. Бар, Г. Гаус, А. Шальк-Голодковский, В. Брандт, Г. Шмидт, Ф-Й. Штраус, Г. Коль и др.

Последовательное и системное изложение внешней политики ФРГ во второй половине XX века представлено в работах профессора Гамбургского университета бундесвера Кристиана Хакке. В германо-германских отношениях Хакке выделяет особую роль канцлеров ФРГ. Из-за своей близости к руководству ХДС главное место в деле объединения Германии он отводит именно христианско-демократическим канцлерам, особенно Гельмуту Колю. Характеризуя германо-германские отношения и германскую политику при канцлере Коле, Хакке подчеркивает, что при нем стал делаться акцент на различие политико-экономических идеалов двух германских государств, но это не мешало федеральному правительству выступать за расширение контактов с ГДР, которое начала СДПГ23. Несмотря на то, что Г. Коль определял свою внешнюю политику в традициях Конрада Аденауэра, что касалось западного направления, в отношении Востока, прежде всего ГДР, он выработал собственную разрядо-политическую традицию24.

Работа немецкого историка Детлефа Наката «Германо-германские основы. К истории политических и экономических отношений между ГДР и ФРГ в 1969 по 1982 гг.» представляетинтерестем, чтовнейосвещаетсяисторияразвитияполитическихиэкономическихотношенийсГДРвпериоднахождения вФРГувластиСДПГ. Автор делает акцент на том, что именно разработанная социал-демократами стратегия принесла желаемый результат в деле объединения Германии, тем самым он отдает главную заслугу в этом процессе именно СДПГ. В своей работе Д. Накат использует архивные материалы социал-демократической партии фонда Фридриха Эберта, что существенно обогащает исследование. В то же время, в работе поверхностно освещается встреча Э. Хонеккера и Г. Шмидта в Верберлинзее, что не позволяет проследить стратегию федерального канцлера на этих переговорах.

Другой немецкий историк Михаэль Крузе в своей работе «Политика и германо-германские экономические отношения с 1945 по 1989 г.» выделяет взаимосвязи между политическими и экономическими отношениями между двумя германскими государствами, причем в отличие от Д. Наката, Крузе охватывает весь период двусторонних контактов от поражения Германии до падения Берлинской стены. Несомненной заслугой автора следует считать постановку вопросов о существовании зависимости между политическими и экономическими отношениями, о влиянии политической ситуации на развитие внутригерманской торговли. Крузе прослеживает все экономические ухищрения руководства ФРГ в деле реализации своих политических целей, а также действия руководства СЕПГ, направленные на использование положения Западного Берлина для получения торговых и финансовых преференций от Бонна. Автор уделяет большое внимание деятельности Александра Шальк-Голодковского, который был доверенным лицом Э. Хонеккера и играл одну из ключевых ролей в политико-экономических отношениях между ФРГ и ГДР. При написании монографии М. Крузе опирался на официальные информационные материалы немецкого бундестага, что также обогащает данное исследование. Большую пользу при подготовки диссертации принесли таблицы по торгово-экономическим операциям между двумя германскими государствами, которые представлены в работе. Между тем, вызывает возражение его тезис о том, что внутригерманская торговля на всем протяжении времени играла ведущую роль в экономике ГДР. В действительности до начала 80-х годов крупнейшим торговым партнером для ГДР являлся Советский Союз, к тому же до этого времени восточногерманская экономика сама успешно функционировала, что обеспечивало руководству СЕПГ серьезные политические позиции на двусторонних переговорах с ФРГ.

Давая общую характеристику немецкой историографии разных периодов времени по проблеме развития германо-германских отношений, необходимо отметить, что, как правило, те или иные события в двусторонних контактах освещаются с позиции близости авторов к тем или иным политическим позициям. Главный недостаток всех немецкоязычных работ – отсутствие анализа развития германо-германских контактов в процессе объединения страны. Не последнее место также занимает период выхода в свет работ. Такой подход немецких историков требует детального анализа их работ с целью непредвзятого освещения исследуемых событий. Между тем, именно немецкие историки внесли ключевой вклад в исследовании германо-германских отношений. Значительная часть немецких публикаций насыщена большим количеством фактического материала, с помощью которого сегодня можно весьма полно представить ход развития двусторонних контактов в те годы.

В советской историографии тема истории германо-германских отношений не относилась к числу популярных и изученных. Ее исследование осуществлялось преимущественно через призму советско-западногерманских и советско-восточногерманских отношений, а также при обращении к отдельным направлениям внешней политики ФРГ. Однако это не значит, что работы прежних лет не должны быть изучены. Советская наука, особенно периода 70-80-х гг., оставила немалое число существенных исследований по социально-экономическому и политическому развитию ФРГ.25 В целом, весь опубликованный в СССР, как и в ГДР, материал по развитию двусторонних отношений между двумя германскими государствами может дать общее представление по данной проблематики, но лишь в контексте позиции СССР и ГДР по всему германскому вопросу.

В современной российской историографии тема германо-германских отношений также пока не получила достаточно полного освещения. Это объясняется, с одной стороны, ограниченностью доступа к архивным источникам, с другой стороны, тем, что сегодня в России не так велик интерес к современной германской истории. Немаловажное значение играет сохранившаяся острота проблемы для отечественных исследователей. Слишком болезненны воспоминания о том, какие возможности утратил Советский Союз (Россия) в те недавние годы. Тем не менее, ряд монографий заслуживает особого внимания. Их авторы А.М. Филитов, Н.В. Павлов, И.Н. Кузьмин, Б.В. Петелин в той или иной степени обращаются к проблеме германо-германских отношений.26

В настоящее время изучение вопроса объединения Германии, в частности, развития двусторонних контактов между ФРГ и ГДР, характеризуется появлением более широких возможностей для российских историков в связи с открытием многих архивных материалов, как в России, так и за рубежом, доступностью зарубежных источников и литературы. Тем не менее, серьёзной комплексной работы по германо-германским отношениям в политике ФРГ, основанной на современных данных, пока не было. Таким образом, научный интерес к данной проблеме остается открытым. Все же, использование в предлагаемом исследовании упомянутых выше работ позволяет сделать ряд важных выводов о самом процессе германо-германских отношений, о позициях и целях сторон в означенный период.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:


  1. Впервые удалось создать целостную картину развития двусторонних связей между ФРГ и ГДР в период с 1973 по 1989 г., позволяет улучшить понимание важнейших факторов объединения Германии.

  2. Раскрыта политика федеральных канцлеров в отношении ГДР от подписания Договора об основах отношений в конце 1972 г. до падения Берлинской стены в 1989 г.

  3. Через призму развития двусторонних отношений показана политическая цель данных контактов для руководства ФРГ.

  4. Научную новизну диссертационного исследования определяет также корпус источников и литературы, впервые вводимых в научный оборот в России.


^ Апробация результатов исследования. Основной материал и результаты диссертационного исследования представлены в четырех научных статьях, а также использовались в преподавании курса истории Новейшего времени стран Западной Европы и Америки. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Структура диссертации основывается на хронологическом принципе. Главы делятся на параграфы по проблемно-хронологическому принципу. В приложении представлен Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР, список федеральных министров по внутригерманским отношениям в данный период, поездки граждан Федеративной республики в ГДР, данные социологических опросов населения ФРГ по проблеме германского вопроса, план спортивных мероприятий между ФРГ и ГДР на 1974 г., данные о размере свинга в исследуемый период и другие. Данные приложения способствуют более полному, в том числе и на основе ознакомления с документами, знанию и пониманию читателем проблематики диссертационной работы.

^ Основное содержание диссертации

Во введении определяется научная актуальность темы, обозначаются объект и предмет исследования, формируются цель и задачи, определяются методы исследования, а также хронологические рамки работы; дается обзор источников и историографии по изучаемой проблеме; указывается научная новизна и практическое значение диссертации, её апробация и структура.

^ Первая глава «Германская политика СДПГ/СвДП в 1973-1974 гг.»состоит из двух параграфов, в которых рассматривается отношения между ФРГ и ГДР при В. Брандте. Первый параграф «Развитие германо-германских отношений в период канцлерства В. Брандта» посвящен рассмотрению хода ратификации в бундестаге Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР (Основного договора), который был подписан 21 декабря 1972 г. Особое внимание уделено острой парламентской борьбе между правящей коалицией и оппозицией в лице ХДС/ХСС по этому аспекту. Определена суть различия позиций и подходов сторон в германской политике. Итогом противостояния стало решение Федерального конституционного суда о правомерности ратификации Основного договора (31 июля 1973 г.). В результате между двумя германскими государствами открылись перспективы улучшения отношений, что должно было положительно повлиять на состояние европейской безопасности. Между тем, данный документ затрагивал не все области двусторонних контактов, что в дальнейшем привело к ряду осложнений. В главе также исследуется развитие контактов между ФРГ и ГДР в различных областях, в таких как здравоохранение, спорт, защита окружающей среды, пассажирское сообщении, вопрос о Западном Берлине и т.д. Важным моментом стало подписание 14 марта 1974 г. протокола об учреждении постоянных представительств в двух государствах. Следует отметить, что стороны по-разному оценивали данное соглашение. Если руководство Федеративной республики хотело использовать представительство для активизации и расширения двусторонних отношений, а также для непосредственной координации своей германской политики на месте, то руководство ГДР, помимо непосредственной деятельности, расценивало его как переходный орган, стремясь в конечном итоге к учреждению в столицах обоих германских государств посольств. Конечно, сам факт, что в столицах обоих государств были учреждены представительства, а не посольства, подчеркивал особый характер германо-германских отношений. Однако с годами этот особый статус представительств потерял свое изначальное значение и стал скорее символом, нежели сутью двустороннего сотрудничества. В параграфе делается вывод, что на завершающем этапе канцлерства, а именно в период с 1973 по май 1974 г., Вилли Брандт смог добиться одного из главных политических достижений своей жизни, а именно преодолеть «тупик» в отношениях с ГДР. Главной его целью в то время, конечно, являлось не объединение страны, так как он понимал его невозможность на данном этапе, а создание системы взаимоотношений между двумя германскими государствами. Это, по его мнению, должно было выразиться в расширении контактов между людьми в обеих частях Германии, придании особого статуса отношениям между ФРГ и ГДР, а также создании более прозрачной границы между ними. Радикальная смена внешнеполитического курса ФРГ при правительстве Брандта/Шееля постоянно наталкивалась на противодействие со стороны оппозиционного блока ХДС/ХСС. Особо острая критика шла именно тогда, когда речь заходила о соглашениях с ГДР. Ярким примером этого явились дебаты в бундестаге по поводу ратификации Основного договора, а также обращение в федеральный конституционный суд. Главное – Вилли Брандту удалось заложить основы новой германской политики и вывести отношения двух германских государств на более высокий уровень.

Во втором параграфе «Торгово-экономические отношения ФРГ и ГДР в 1973-1974 гг.» рассматривается внутригерманское экономическое сотрудничество, что потребовало обратиться к предыстории этих контактов. Особый упор сделан на вопрос об увеличении обязательного обмена валюты и свинга, что прямо пропорционально влияло на политические отношения между двумя германскими государствами. Делается вывод, что торгово-экономические отношения между двумя германскими государствами в период с 1973 по 1974 г. остались на ранее выработанной платформе. Единственной особенностью являлось то, что, как и в политической сфере, эти контакты стали более динамично развиваться. Ярким примером этому служит более чем двукратное увеличение беспроцентного кредита, т.е. свинга, что стимулировало соответственно внутригерманскую торговлю. Это же свидетельствует и о том, что особый характер этих связей удовлетворял не только экономические интересы обоих сторон, но и политические. Только этим можно объяснить нежелание руководства СЕПГ идти на установление официальных внешнеторговых отношений с Западной Германией, что привело бы к утрате тех преимуществ, которые ей давала внутригерманская торговля. Разумеется, сохранение особого характера этих связей являлось политическим успехом правительства Брандта/Шееля, даже несмотря на то, что это было экономически выгодно, прежде всего, самой ГДР.

^ Вторая глава диссертации «Политика СДПГ/СвДП в отношении ГДР с 1974 по 1982 гг.» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Германская политика Гельмута Шмидта в 1974 – 1982 гг.» рассматриваются и анализируются внутригерманские отношения в указанный период. Отмечается, что федеральный канцлер Гельмут Шмидт, несмотря на скандал вокруг «аферы Гийома» и осложнения в отношениях с ГДР, не только смог продолжить германскую политику Вилли Брандта, но и привнес в нее новое видение. В отношении к Восточной Германии Шмидт сделал упор на развитие договорных отношений, где первостепенное место занимали соглашения по развитию совместной инфраструктуры. Во время его канцлерства ФРГ, в связи со все более возрастающими финансовыми трудностями ГДР, впервые стала брать на себя большую часть расходов по заключенным с Восточной Германией соглашениям. Такой шаг был обусловлен не только его стремлением к облегчению и расширению контактов между двумя германскими государствами, но и задачей упрочнения позиции ФРГ как главного капиталистического торгового партнера ГДР. В обмен руководство СЕПГ должно было пойти на определенные послабления в контактах с ФРГ. Тем самым, если В. Брандт заложил основу финансовых рычагов влияния на ГДР, то его преемник стал активно их использовать для решения важных внутригерманских вопросов. Важное значение для дальнейшего развития отношений между ФРГ и ГДР имела встреча руководителей двух германских государств, проходившая северо-восточнее Берлина в местечке Вербеллинзее с 11 по 13 декабря 1981 г. Гельмут Шмидт стал первым из федеральных канцлеров, кто посетил Восточную Германию с официальным визитом, тем самым еще раз подчеркнув важность для Федеративной республики отношений с ГДР.

Во втором параграфе «Политика малых экономических шагов в отношении ГДР» отмечается, что в двусторонних торгово-экономических отношениях между ФРГ и ГДР в период канцлерства Г. Шмидта, видно наличие прямого или опосредованного политического подтекста. Так, например, вопросы о паушальной сумме транзита или размере свинга не имели изначально политическую составляющую. Но с учетом их большого экономического значения для ГДР, Федеративная республика могла использовать их для достижения своих политических целей. На втором этапе реализации германской политики СДПГ руководство ФРГ, в частности Гельмут Шмидт, связало воедино политические и экономические вопросы. Соответственно, именно он и СДПГ впервые применили принцип «вы нам, мы вам» в отношении ГДР, тем самым опередив Г. Коля в этой практике.

^ Третья глава «Развитие отношений между ФРГ и ГДР при христинско-либеральном правительстве (1982-1985 гг.)». В первом параграфе главы «Гельмут Коль и проблема германо-германских отношений в 1982-1985 гг.» делается вывод, что придя к власти, Гельмут Коль постепенно сосредоточил в своих руках все нити германской политики, тем самым подчеркивая первостепенность этого вопроса для себя и своей партии. Будущий канцлер «германского единства», производя перестановки в ведомствах, которые отвечали за германо-германские отношения, создал вокруг себя круг доверенных лиц, что упрощало его деятельность по реализации «Программы принципов». Другим важным аспектом было то, что он не стал отказываться от достигнутых успехов его предшественников В. Брандта и Г. Шмидта, а наоборот, смог их не только продолжить, но и придать им новое значение. Конечно, Гельмут Коль понимал невозможность быстрого решения германского вопроса, но, изначально взяв на себя всю ответственность за развитие отношений с ГДР, он строил свою политику с явной перспективой на будущее, что, по его мнению, должно было привести в конечном счете к единству немецкого народа.

Во втором параграфе «Политические аспекты германской политики Г. Коля в 1982 – 1985 гг.» рассматривается первый этап политики Коля в отношении ГДР. Констатируется, что фактически к середине 80-х г. германская политика ФРГ не только имела всесторонне разработанную и обоснованную в политико-правовом отношении теоретическую базу, но и располагала действительным механизмом ее реализации, который опирался как на прочную финансовую основу, так и на заключенные ранее двусторонние соглашения. Тем самым этот период заложил основы дальнейшей германской политики кабинета Гельмута Коля, которые в большей степени были заимствованы у социал-либеральной коалиции. Важной особенностью первого этапа германо-германских отношений при Г. Коле стала активизация личных контактов с руководством ГДР, в частности с Э. Хонеккером, во время так называемой «похоронной дипломатии». Это позволило федеральному канцлеру эффективнее реализовывать свою политику, а также стимулировать дальнейшее расширение контактов между двумя германскими государствами.

В третьем параграфе «Гельмут Коль и экономическое сотрудничество с ГДР с конца 1982 до лета 1985 гг.» исследуются и анализируются торгово-экономические контакты между двумя государствами на первом этапе германской политики, проводимой коалицией ХДС/ХСС-СвДП. Основной акцент в параграфе делается на вопросе предоставления кредитов для ГДР. Первый кредит в размере одного миллиарда западногерманских марок был выделен 29 июля 1983 г. при активном посредничестве Франца-Йозефа Штрауса (лидера ХСС), второй, в 950 млн., был предоставлен 25 июля 1984 г. Выделение выгодных кредитов для ГДР со стороны ФРГ стало важным звеном в развитии контактов между двумя германскими государствами. Руководство Федеративной республики, старалось использовать торгово-экономическое партнерство и предоставление кредитов в своих политических целях, а именно, на возможность улучшения отношений и некоторых послаблений со стороны ГДР на данном этапе, а в перспективе на возможное объединение двух Германий. Разумеется, руководство СЕПГ и Эрих Хонеккер осознавали, к чему может привести такая зависимость от ФРГ, но для сохранения относительной стабильности внутри страны они были вынуждены идти на эти шаги. В результате ГДР сохранила платежеспособность перед западными кредиторами, а правительство удержало под контролем социальную ситуацию. Но заключенные соглашения все сильнее экономически привязывали ГДР к Федеративной республике и делали руководителей СЕПГ все более уступчивыми в германо-германском диалоге.

^ Четвертая глава «Германо – германские отношения и политика ФРГ (лето 1985 – 1989 гг.)»состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются завершающие этапы политики руководства ФРГ в направлении ГДР. В первом параграфе «Развитие двухсторонних контактов между двумя германскими государствами и визит Э. Хонеккера в ФРГ (лето 1985 - осень 1987 гг.)» делается упор на культурное соглашение (6 мая 1986 г.) и развитие городского партнерства. Ключевым моментом данного периода явился первый официальный визит Генерального секретаря СЕПГ и председателя Госсовета ГДР Эриха Хонеккера в Федеративную республику, проходивший с 7 по 11 сентября 1987 г. Посещение Хонеккером в ФРГ имело ряд положительных следствий для обеих сторон. Для Гельмута Коля это выразилось в тех послаблениях, на которые пошло впоследствии руководство СЕПГ. Так, в ГДР были амнистированы многие политзаключенные, на германо-германской границе был отменен приказ о стрельбе по ее нарушителям, открылись новые пограничные переходы, увеличились культурные, спортивные и молодежные обмены между двумя государствами и т.д. Другими словами, ФРГ, работая на перспективу, стала еще глубже расширять сотрудничество с ГДР, тем самым ослабляя ее позиции. Что же касается ГДР, то Э. Хонеккер все же смог добиться официального признания со стороны Западной Германии, что способствовало укреплению суверенитета ГДР. Поэтому, с точки зрения международных отношений, это была дипломатическая победа ГДР.

В то же время, растущая потребность в получении финансовых средств приводила к постепенной сдаче политических позиций руководством ГДР, которая с середины 80-х годов переживала все более острый экономический кризис. В таком положении у Хонеккера просто не оставалось другого выбора, как обращаться за помощью именно к Западной Германии, так как она была единственной страной, способной и готовой оказать таковую. Наверно именно поэтому Гельмут Шмидт отметил в своих воспоминаниях про Хонеккера: «У меня складывалось впечатление, что чем старше он становился, тем более немецким становилось его восприятие»27. Иными словами, по мнению Г. Шмидта, к этому времени Хонеккер стал исходить из чисто немецкого прагматизма, что все больше толкало его в сторону ФРГ. Вместе с тем, стоит добавить, что не только прагматизм, а в большей степени сама необходимость поиска путей выхода из экономического кризиса приводила генерального секретаря ЦК СЕПГ именно к Западной Германии.

В свою очередь, дальнейшее расширение сотрудничества приводило к еще большему сближению двух государств и растущей зависимости ГДР не только в финансовом отношении, но и от научно-технического содействия ФРГ. Правительство Гельмута Коля прекрасно осознавало всю значимость этих процессов, соответственно, старалось еще больше их усилить. Тем самым можно констатировать, что в этот период окончательно была сформирована стратегия Западной Германии в развитии контактов с ГДР, направленная на их активизацию. Но их развитие не должно было укреплять коммунистический режим, а наоборот. Она вела к еще большему втягиванию Восточной Германии в финансово-экономическое и правовое пространство ФРГ, с прицелом на перспективу объединения страны.

Во втором параграфе «Германский вопрос в переговорах между Бонном и Москвой» рассматриваются внешнеполитические шаги Г. Коля в решении германской проблемы. Западногерманские политики, как в правительстве Г. Коля, так и в оппозиции, отчетливо понимали, что вопрос о судьбе Германии должен решаться в Советском Союзе, в котором стали происходить резкие перемены с приходом к власти М.С. Горбачева. Этим можно объяснить частые визиты высокопоставленных политиков ФРГ в Москву. Практически все они в той или иной мере поднимали проблему германо-германских отношений или германского вопроса на встречах с генеральным секретарем ЦК КПСС. Особенно активно данная проблема обсуждалась во время официального посещения 27 октября 1988 г. Советского Союза Г. Коля и ответного визита Горбачева в ФРГ с 12 по 15 июня 1989 г.

Активное развитие отношений между руководством ФРГ и СССР создало благоприятные условия для Г. Коля в проведении более решительных действий в направлении ГДР. Немаловажное влияние на позицию дистанцированности М.С. Горбачева от судьбы ГДР играло нежелание Э. Хонеккера следовать в русле «перестройки». Другим моментом являлось то, что ФРГ предоставляла значительные кредиты Советскому Союзу, а это оказывало существенное влияние на отношение генерального секретаря ЦК КПСС к германскому вопросу. Коль, имея поддержку со стороны США в действиях по отношению ГДР, обеспечил ФРГ благожелательный нейтралитет и со стороны руководства СССР, а это еще больше укрепляло западногерманские позиции в ходе германо-германского диалога.

В третьем параграфе «Завершающий этап германо-германских отношений» рассматриваются контакты между федеральным министром по особым поручениям и шефом ведомства федерального канцлера Вольфгангом Шойбле и доверенным лицом Э. Хонеккера, госсекретарем министерства внешней торговли ГДР Александром Шальк-Голодковским по экономическим вопросам и непосредственно события 1989 г,приведшие к открытию границы между двумя государствами 9 ноября. Делается вывод, что сам ход переговоров по повышению паушальной суммы транзита, имевших место в 1987-1989 гг. и определявших их уровень до 1997 года, свидетельствует о том, насколько неожиданным для руководства ФРГ стал крах ГДР. Констатируется, что в начале 1989 г. заметная часть западногерманского общества считало германский вопрос не решенным и так или иначе ожидали перемен в развитии германо-германских отношений, и они не заставили себя долго ждать. Перестройка в Советском Союзе стимулировала политическую активность населения ГДР, которая особенно резко стала контрастировать с пассивностью руководства СЕПГ. Не последнее влияние на ситуацию в ГДР оказывал и процесс демократизации в государствах Восточной Европы. Население ГДР, во всем сравнивающее свое благосостояние с материальной обеспеченностью граждан ФРГ, стало воспринимать ситуацию в стране как катастрофическую. В его среде все больше стало укрепляться мнение, что экономическое соревнование между капитализмом и социализмом безнадежно проиграно последним. Делается вывод, что ГДР стала разлагаться изнутри вследствие резкого возрастания внутренних противоречий и напряженности в обществе. Внешние условия, а именно германская политика ФРГ, создали лишь благоприятную обстановку для подобного развития.

18 октября 1989 г. на 9-м пленуме ЦК СЕПГ Э. Хонеккер был смещен с поста генерального секретаря партии. Одновременно с ним были отправлены в отставку члены политбюро, выступавшие против реформ. Преемником Эриха Хонеккера стал Эгон Кренц, но его политика осталась в пределах старых партийных догм и не имела четкой концепции выхода из кризиса и проведения реформ. Результатом стало углубление политического кризиса. 7 ноября Совет министров ГДР в полном составе сложил с себя полномочия, а на следующий день на пленуме ЦК СЕПГ был почти полностью обновлен состав политбюро партии. Генеральным секретарем остался Э. Кренц.

Новое руководство ГДР для выхода из кризиса обратилось за помощью к ФРГ, выразив готовность пойти на существенные политические уступки. Это привело к тому, что 9 ноября, на пресс-конференции, которую проводил плохо информированный секретарь ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовски, он, отвечая на вопросы журналистов, несколько раз повторил о немедленном открытии границы с ФРГ, хотя это должно было произойти только на следующий день.

После оглашения по телевидению документа «О новом регулировании поездок» жители Восточного Берлина устремились к пограничным переходам, чтобы на деле проверить его действие. К полуночи на контрольно-пропускных пунктах скопились десятки тысяч людей, и вскоре у Бранденбургских ворот была открыта граница. Это стало началом конца существования социалистической Германской Демократической Республики.

Оценивая развитие германо-германских отношений во второй половине 80-х гг. XX века, можно констатировать, что их ход стал неожиданностью для многих политиков во всем мире, в том числе и в ФРГ. Но германская политика ФРГ была изначально направлена именно на создание таких условий, которые могли привести к объединению Германии. Именно поэтому западногерманское руководство на протяжении всех этих лет продолжало выстраивать диалог с ГДР, что вылилось в заключении целого ряда соглашений. Апогеем данной германской политики стало официальное посещение Э. Хонеккера ФРГ, что, по сути, являлось признанием Бонна ГДР. Г. Коль, в общем-то слабо веря в возможность столь быстрого решения главного национального вопроса, все же полностью использовал в 1989 г. представившийся ему шанс. Открытие границы стало закономерным итогом всего развития германо-германских отношений и всей германской политики федеральных канцлеров.

^ В заключении подводятся итоги и формируются выводы, суммирующие результаты исследовательской работы. В современной историографии доминирует мнение о том, что события 9 ноября 1989 года произошли очень неожиданно и стремительно не только для всего мира, но и для самих немцев. Однако следует подчеркнуть, что открытие границы, помимо ухудшения социально-экономического положения внутри ГДР, было результатом и следствием целеустремленности федеральных канцлеров и других западногерманских политиков в решении германского вопроса, многолетней деятельности по расширению и укреплению германо-германских отношений.

В противовес преобладающей в современной немецкой историографии концепции импровизационной деятельности федеральных канцлеров в германо-германских отношениях, проведенное исследование подтверждает обратное: все правительства ФРГ вели четкую линию на сближение двух стран, устраняя препятствия на этом пути. Они понимали невозможность быстрого решения данного вопроса. Но, изначально взяв на себя ответственность за развитие двусторонних отношений между двумя германскими государствами, они делали шаги на будущее, которые, по их общему мнению, должны были привести в дальнейшем к единству немецкого народа, что в конечном итоге и произошло.


^ По теме диссертации имеются следующие публикации автора:

1.Кириленко А.А. Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР и проблема его ратификации в бундестаге //Проблемы социально-экономического развития стран Балтийского региона / Калинингр. филиал Междунанар. ун-та в Москве. Калининград, 2009. С. 195 – 208.

2.Кириленко А.А. Гельмут Коль и проблема германо-германских отношений //Ретроспектива. Всемирная история глазами молодых исследователей: сб. науч. ст. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. Вып. 4. С. 71 – 80.

3.Кириленко А.А. Германо-германские отношения и официальный визит Э. Хонеккера в ФРГ 1987 г. //Ретроспектива. Всемирная история глазами молодых исследователей: сб. науч. ст. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Вып. 5. С. 71 – 79.


Статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:

1.Кириленко А.А. Германо-германские отношения и кредитная политика ФРГ в 1982 - 1985 годах // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып.12. С. 43 – 47.


Кириленко Александр Александрович


Германо-германские отношения в политике ФРГ (1973-1989 гг.)


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук


Подписано в печать 23. 12. 2010 г. Формат 6090 1/16

Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Усл. печ. л. 1,5.

Уч.-изд. л. 1,7. Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство Российского государственного университета им. И. Канта,

236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.



1 Цит. по.: Новейшая история стран Европы и Америки: XX век. 2 ч. 1945-2000./под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. М., 2001. С. 43.

2 Das Regierungsprogramm der SPD 1983 – 1987. Bonn, 1983 //Politisches Archiv am Willy-Brandt-Haus.; Wahlprogramm zur Bundestagswahl 1980 der Freien Demokratischen Partei: Unser Land soll auch morgen liberal sein. Bonn, 1980. // Archiv des Liberalismus.

3 Verhandlungen des Deutschen Bundestages. Stenographische Berichte. Bonn, 1973.

4 Zehn Jahre Deutschlandpolitik. Die Entwicklung der Beziehungen zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik 1969 – 1979. Bericht und Dokumentation. Bonn, 1980; Innerdeutsche Beziehungen. Die Entwicklung der Beziehungen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik 1980 – 1986. Eine Dokumentation.Bonn, 1986; Dokumentation zu den innerdeutschen Beziehungen. Abmachungen und Erklärungen. Bonn, 1990.

5 Texte zur Deutschlandpolitik. Bonn, 1973-1989.

6 Брандт В. Воспоминания. М.,1991; Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М., 1991; Bahr E. Zu meiner Zeit. München, 1996; Schmidt H. Die Deutschen und ihre Nachbarn. Menschen und Mächte. Berlin, 1990; Genscher H.-D. Erinnerungen., Berlin, 1995; Kohl H. „Ich wollte Deutschlands Einheit “. Berlin, 1996; Kohl H. Erinnerungen. 1982 –1990. München, 2005; Квицинский Ю.А. Время и случай. Заметки профессионала. М., 1999. Schalck-Golodkowski A. Deutsch-deutsche Erinnerungen. Hamburg, 2000.

7 Брандт В. Указ. соч.

8 Kohl H. „Ich wollte Deutschlands Einheit “. Berlin, 1996; Kohl H. Erinnerungen. 1982 –1990. München, 2005.

9 Kohl H. Erinnerungen. 1982 –1990. München, 2005.

10 Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М., 1991.

11 Schalck-Golodkowski A. Deutsch-deutsche Erinnerungen. Hamburg, 2000.

12 Квицинский Ю.А. Время и случай. Заметки профессионала. М., 1999.

13 Там же. C. 305.

14 Frankfurter Allgemeine Zeitung; Die Welt; Die Zeit; Der Tagesspiegel; Der Spiegel; Der Stern; Neues Deutschland; Правда.

15 Schmidt G. Politik des Ausverkaufs? Die Deutschlandpolitik der Regierung Brandt/Scheel. München, 1975; Bruns W. Deutsch – deutsche Beziehungen. Prämissen, Probleme, Perspektiven. Opladen, 1984; Burgmer I. M. Städtepartnerschaften als neues Element der Innerdeutschen Beziehungen. Bonn, 1989; Borowsky P. Deutschland 1969– 1982. Hannover, 1987; Die deutsche Frage im Spiegel der Parteien. / Von Blumenwitz D., Zieger G. Köln, 1989; Ehlermann C.-D.; Kupper S.; Lambrecht H.; Ollig G. Handelspartner DDR – Innerdeutsche Wirtschaftsbeziehungen. Baden- Baden, 1975; Löwenthal R., Schwarz H.P. Die zweite Republik. 25 Jahre Bundesrepublik Deutschland - eine Bilanz. Stuttgart, 1974; Schweigler G. Grundlagen der außenpolitischen Orientierung der Bundesrepublik Deutschland: Rahmenbedingungen, Motive, Einstellungen. Baden-Baden, 1985.

16 Schmidt G. Op. cit.

17 Bruns W. Op. cit.

18 Burgmer I. M. Op. cit.

19 Heitzer H. DDR: Geschichtlicher Überblick. Berlin (Ost). 1979. S. 223.

20 Хайцер Х., Бенсинг М., Черни Й. 40 лет ГДР: Страна в борьбе за мир и социализм./ пер. с нем. М., 1989.С. 119.

21 Ференбах О. Крах и возрождение Германии. М., 2001. С. 239.

22 Korte K.-R. Deutschlandpolitik in Helmut Kohls Kanzlerschaft: Regierungsstil und Entscheidungen 1982 – 1989. Stuttgart. 1998; Korte K.-R. Die Chance genutzt?: Die Politik zur Einheit Deutschlands. Frankfurt/Main, 1994; Weidenfeld W., Korte K – R. Handbuch zur deutschen Einheit 1949-1989-1999. Frankfurt/New York, 1999; Hacke C. Die Außenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Weltmacht wider Willen? Berlin, 1997; Hacke C. Die Außenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schröder. Berlin, 2004; Nakath D. Deutsch-deutsche Grundlagen. Zur Geschichte der politischen und wirtschaftlichen Beziehungen zwischen der DDR und der Bundesrepublik in den Jahren von 1969 bis 1982. Schkeuditz, 2002; Kruse M. Politik und deutsch-deutsche Wirtschaftsbeziehungen von 1945 bis 1989. Berlin, 2005; Potthoff H. Bonn und Ost-Berlin 1969 – 1982. Bonn, 1997.

23 Hacke C. Die Außenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Weltmacht wider Willen? S. 221.

24 Hacke C. Die Außenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schröder. S. 302.

25 Кузьмин, В.Ю. Стратегия мира и добрососедства. Политика европейских социалистических государств в отношении ФРГ и проблемы безопасности Европы. 70-е – 80-е годы. М., 1987; Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов. М., 1989. Кремер И.С. ФРГ: этапы «восточной политики». М., 1986. История Германской Демократической Республики. 1949-1979. М., 1979.

26 Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993; Павлов Н.В. История современной Германии. 1945-2005. М., 2006; Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М., 2005; Кузьмин И.Н. Шесть осенних лет. Берлин. 1985-1990. М., 1999;Петелин Б.В. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982 – 1990. Вологда. 2004.


27 Schmidt H. Op. cit. S. 26.