Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof)

Пост опубликован: 28.01.2019

Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof)

Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof)

 

О дворце

Дворец Шарлоттенхоф (нем. Schloss Charlottenhof) — дворец в Потсдаме, к юго-востоку от дворца Сан- Суси, бывшая летняя резиденция кронпринца Фридриха Вильгельма, ставшего в 1840 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV. В настоящее время дворец находится в управлении Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга.
Территория парка Шарлоттенхоф с различными постройками появилась в XVIII в. После смены нескольких владельцев эти земли к югу от парка Сан-Суси приобрел прусский король Фридрих Вильгельм III, чтобы подарить их на рождество 1825 года своему сыну кронпринцу Фридриху Вильгельму и его супруге Елизавете-Людовике Баварской.
Кронпринц поручил реконструкцию имевшегося там усадебного дома архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. Работы были проведены в экономном режиме в 1826—1829 годах. Несмотря на ограниченный бюджет получилось очень приятно — с одной стороны чувствуется королевский размах, а с другой видно, что строили для уюта и комфорта людей, а не на показ. С помощью своего ученика Людвига Персиуса Шинкель возвел на старом фундаменте небольшой классицистский дворец по образцу древнеримских вилл.
Одаренный кронпринц участвовал в оформлении дворца и выполнил самостоятельные эскизы. Свой летний дворец он называл «Сиамом», который по представлениям того времени был страной свободы, а себя — архитектором сиамского дома.

Официальным названием дворца кронпринца стал Шарлоттенхоф по имени Марии Шарлотты фон Генцков, супруги камергера и владелицы поместья в 1790—1794 годах.

Интерьер дворца

Крайне простое оформление главного входа перекликалось со сдержанностью дорического портика, открывавшего путь во внутренний двор. Веселый садик дворца заставлял вспомнить о греческом перистиле, которому полагались яркие цветы, крошечный источник и столь же скромной величины беседка, отнесенная в угол, чтобы не затмевать красоту дворцового парка. Простое, выдержанное в классическом стиле убранство дворца вполне согласовывалось с его внешним видом. Интерьеры, мебель и остальное убранство, как и здание в целом, создавались по планам архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Отличительной чертой помещений дворца является их тематическая индивидуальность в отношении материалов и цвета. Даже двери оформлены по-разному с каждой стороны. Современные посетители дворца, минуя красный угловой кабинет, думают, что попадут в гостиную, а оказываются в... «походной палатке». Подобное впечатление создают обои с бело-голубыми полосами, шатровый потолок и кровать, подобная ложу, на котором принц Вильгельм отдыхал в перерывах между боями. Собственно, вначале кроватей было две; их форма и расположение вдоль стен настолько соответствовали военным вкусам, что даже такие мирные люди, как Александр фон Гумбольдт, который обитал в этой комнате в летние месяцы 1835—1840 годов , ощущали причастность к походному быту. Сочетание синего и белого встречается также на оконных ставнях дворца, намекая на баварское происхождение кронпринцессы Елизаветы. Вид из широких окон прелестной дамской комнаты дает возможность сравнить живописные фантазии с реальностью. В планировке территории вокруг дворца сказалось влияние итальянского взгляда на богатое поместье. В 1835 году к востоку от парадного входа появился розарий с беседкой, а с обратной стороны раскинулась Роща поэтов, окаймленная изгородью из кустарника и деревьев с толстыми стволами и густыми, тщательно постриженными кронами. Виновниками торжества в этой части парка стали Данте, Петрарка, Гете, Шиллер, Виланд, Тассо, Гердер и Ариосто, увековеченные в бюстах, созданных мастерским резцом Г. Блезера. Архитектурным центром литературного сквера послужил чугунный фонтан со статуей Нептуна. Статуи двух подростков из скульптурной группы "Ильдефон", по некоторым толкованиям изображают сон и смерть. Как и многие другие пластические образы Сан-Суси, сама композиция представляет собой копию, в данном случае произведения второй половины I века до н. э., над которой немецкий мастер трудился в Мадриде, точнее, в зале музея Прадо. Две мраморных емкости на концах дорожек носят патетичные названия "Ваза Медичи" и "Ваза Боргезе". Первая отличается рельефным рисунком, изображающим жертвоприношение Ифигении, тогда как вторая оформлена сценой шествия поклонников Вакха. Обе посудины скопированы с античных оригиналов, и поныне хранящихся во дворце Уффици и Лувре. Вестибюль и зал, выходящий в сад, занимали центр здания и своей банальной планировкой напоминали прежний дом. В вестибюле две боковые лестницы вели к возвышению, с которого можно было войти в зал и расположенные по обе стороны от него комнаты. Для спальни наследник прусского престола выбрал небольшую комнату в полукруглом выступе, с окном, откуда открывался лучший в доме вид на парк. Пройдя через небольшую приемную, принц оказывался в кабинете, куда определил коллекцию собственных картин. Работы итальянских мастеров Возрождения и раннего барокко по его желанию развешивались ровными рядами на фоне зеленых стен, разделенных золочеными полосами. Роскошный стул с высокой спинкой — единственная вещь, выбивающаяся из кабинетной строгости комнаты. Выполненное из стали, в некоторых частях покрытая серебром, эта вещь прибыла в Германию из России и являлась работой тульских мастеров. Соседняя гостиная сегодня декорирована обоями светло-голубой окраски и убрана мебелью с обычной для своего времени зеленоватой обивкой. Сюжеты гобеленов на сиденьях и спинках повторяются в незатейливых итальянских и швейцарских пейзажах, вывешенных на стенах просто для создания уюта. Следующий зал король намеревался использовать в качестве столовой, но, видимо, передумал, поэтому пышный стол-сервант уже тогда был музейным экспонатом. Тем не менее главной ценностью этой комнаты является не мебель, а цветные гравюры. Развешенные в два ряда, они выполнены начинающим гравером Вольпато с оригиналов известного художника Людовико Тезио. Тот в свою очередь испытав воздействие творчества Рафаэля, использовал мотивы, запечатленные прославленным живописцем в лоджиях Ватикана, как известно, носивших его имя. Огромное количество гравюр, собранное владельцами Шарлоттенхофа, потребовало устройства своеобразного музея, коим стал Гравюрный кабинет. Более 40 печатных оттисков на меди, выполненных по мотивам произведений живописцев итальянского Ренессанса и европейского барокко, украшают стены и даже потолок этого небольшого помещения. В настоящее время в оригинальном виде сохранилось внутреннее убранство десяти залов дворца.

Парк Шарлоттенхоф

Обустройство дворцового парка было поручено садовому архитектору Петеру Йозефу Ленне. Он превратил изначально равнинную и частично болотистую местность в английский ландшафтный парк, основными элементами которого являются деревья, луга и вода. Вода подавалась из Хафеля, для чего был построен водопровод и здание электростанции. Ленне удалось искусно соединить новый парк Шарлоттенхоф со старым парком Сан-Суси времен Фридриха II.