Население, старение и иммиграция: демографический вопрос Германии

Пост опубликован: 10.08.2019

Рекордные уровни миграции в Германию за последние два года поставили под сомнение демографические прогнозы страны. Но быстрый переход Германии к более благоприятному профилю не является причиной для откладывания политически болезненных политических решений о выходе на пенсию и пенсиях.

В начале этого века прогнозы, которые считались надежными, предсказывали, что Германия потеряет более десяти миллионов жителей к 2050 году из-за снижения иммиграции и низкий средний уровень рождаемости. Сегодня, демографические прогнозы значительно ярче. Согласно последним расчетам правительства, население Германии может оставаться выше 80 миллионов до 2060 года, и сокращение предложения рабочей силы может быть не таким резким, как ранее опасались.

Демографические прогнозы нуждаются в существенной корректировке, поскольку число иммигрантов в Германию колеблется дико и непредсказуемо, в отличие от эмиграции из Германии, которая осталась относительно стабильной.

В периоды высокой иммиграции-например, в начале 1990 – х годов, после распада Советского Союза или после Балканских войн середины 1990-х годов – демографические прогнозы были довольно оптимистичными, поскольку предполагалось, что чистая миграция будет оставаться относительно высокой и в будущем.

Изображение: МВД Германии

Вместо этого иммиграция в Германию резко упала после на рубеже веков, потому что слабый экономический рост страны и рост безработицы до 2005 года сдерживали потенциальных новичков. Чтобы объяснить это сокращение чистой иммиграции, прогнозисты также понизили свои оценки на будущее и, таким образом, недооценили десятилетие роста населения, которое началось после 2005 года.

Наряду с иммиграцией, рождаемость и средняя продолжительность жизни также влияют на рост населения. В 2015 году уровень рождаемости в Германии вырос впервые раз в 30 лет, до 1,5 детей на одну женщину – вероятно, благодаря более целенаправленной поддержке семьи и укреплению экономики, что снизило финансовые риски создания семьи. Ожидается, что в будущем нынешний уровень рождаемости будет оставаться относительно стабильным. Но стоит помнить, что никто не предвидел беби-бума 1950-х и 1960-х годов или резкого снижения рождаемости в 1970-х годах.

Средняя продолжительность жизни также трудно определить. В последние десятилетия это постоянно растет быстрее, чем ожидали демографы, что заставляет задуматься о том, что продолжительность жизни – и, следовательно, размер будущего населения пенсионного возраста-систематически недооценивается.

Это показывает, что оценки населения имеют относительно высокие пределы погрешности. Вопреки тому, что предполагается во многих моделях экономического роста, демография не является чисто экзогенной переменной. Скорее, она подвержена изменениям в результате экономического развития и других факторов.

Если Германия сохранит свой нынешний уровень экономического роста в ближайшие десятилетия, то все три фактора роста населения-иммиграция, рождаемость и средняя продолжительность жизни – может вырасти, и население останется относительно постоянным. В этом сценарии, если Германия сможет интегрировать иммигрантов на рынок труда и увеличить уровень участия пожилых работников в трудовой деятельности, она будет в лучшем положении для финансирования существующих программ социального обеспечения.

Германия не может ожидать устойчивого, умеренного сокращения своего населения пенсионного возраста до 2060 года. Таким образом, предложения по сокращению ранее реализованных пенсионных реформ в свете роста иммиграции и здорового экономического роста являются более чем небрежно. Германия должна использовать нынешнюю паузу старения для обеспечения долгосрочной устойчивости своих социальных систем, создания соответствующих возрасту рабочих мест и адаптации жилья и инфраструктуры к потребностям стареющего общества.

Кроме того, Германия должна иметь активную демографическую политику для управления тремя факторами роста населения, особенно иммиграцией. В последние два года на чистую миграцию большое влияние оказал приток просителей убежища. Количество человек кто будет нуждаться в защите в ближайшие годы или десятилетия, еще предстоит выяснить, и это будет зависеть от того, удастся ли разрешить кризисы на Ближнем Востоке, а также от собственных усилий Европы и Германии по обеспечению безопасности внешних границ и разработке всеобъемлющей политики предоставления убежища.

Учитывая эти переменные, будет нелегко предсказать или контролировать степень влияния просителей убежища на миграцию. Напротив, экономически мотивированная иммиграция из стран за пределами Европейского союза может управляться на национальном уровне. Таким образом, немецкие политики должны уделять больше внимания роли внутренних требований в иммиграционном законодательстве. Сейчас более чем когда-либо они должны признать, что рост населения является политической целью, которую они могут помочь сформировать.