Макс Либерман


Макс Либерман

Макс Либерман (20 июля 1847, Берлин — 8 февраля 1935, Берлин) - немецкий художник и график еврейского происхождения, считается одним из главных представителей импрессионизма за пределами Франции.

Либерман родился в Берлине; он происходил из среды еврейских торговцев и текстильных фабрикантов. По воле отца Либерман после окончания школы поступил на философский факультет Берлинского университета, однако в 1866 оставил учебу.

После начальной школы Либерман перешёл в реальную школу в Доротеенштадте. Макс уделял много времени рисованию, его родители относились к увлечению мальчика сдержанно. Когда Максу исполнилось двенадцать лет, его отец приобрёл представительный особняк на Парижской площади. Семья придерживалась либерального течения в иудаизме и всё более отходила от ортодоксального образа жизни деда. Несмотря на то, что во дворце Либерманов было несколько салонов и спален, три сына Либерманов спали в одной общей комнате, где в стене было предусмотрено стеклянное окно, чтобы родители могли наблюдать за тем, как мальчики делают уроки.

В 1859 году Луис Либерман заказал портрет своей жены, и Макс сопровождал мать к художнице Антони Фолькмар. От скуки он попросил карандаш и начал рисовать. Уже немолодая Антони Фолькмар очень гордилась тем, что именно она открыла миру известного художника. Родители Макса не испытывали особого трепета перед живописью, но так Макс хотя бы не отказывался ходить в школу. После занятий в школе Макс отправлялся на частные уроки живописи к Эдуарду Гольбейну и Карлу Штеффеку.

Всеобщий патриотический подъём, царивший в стране в 1870 году во время франко-прусской войны, не обошёл стороной и Макса Либермана. Из-за невылеченного перелома руки его не взяли на регулярную военную службу, но он записался добровольцем в орден иоаннитов и служил санитаром под Мецем. В 1870—1871 годах на стороне Германии в войне сражалось около 12 тысяч евреев. Пережитое на полях сражений глубоко потрясло молодого художника, охладив его пыл и восхищение войной.

Первая крупная работа Либермана "Женщины, ощипывающие гусей" появилась в первые месяцы после возвращения из Нидерландов. На ней в тёмной цветовой гамме изображена неприятная и прозаическая работа. В ней помимо натурализма Мункачи также видны элементы исторической живописи. Взглянув на ещё не готовое полотно, учитель Либермана Паувельс заявил, что ему нечему учить своего ученика. Необычный сюжет картины вызвал отвращение и шок у публики на гамбургской художественной выставке. Несмотря на похвалу критиков в адрес его искусной техники, Макс Либерман заработал имидж художника, рисующего уродство. Несмотря на аналогичную реакцию публики на берлинской выставке в том же году, картина была продана железнодорожному магнату Бетелю Генри Штроусбергу.

В 1873 году, наблюдая веймарских крестьян, собиравших урожай свеклы в пригороде Веймара, Либерман решил запечатлеть их на картине. Однако художник Карл Гуссов цинично посоветовал ему лучше вообще не писать картину. Потерявший энтузиазм Либерман соскрёб краску с уже начатого полотна и решил отправиться в Вену к знаменитому историческому и салонному живописцу Гансу Макарту. Пробыв у него всего лишь пару дней, Макс Либерман решает оставить Германию, художественная жизнь в которой представлялась ему отсталой и пыльной.

В декабре 1873 года Макс Либерман отправился в Париж и устроил свою мастерскую на Монмартре. В художественной столице мира он собирался познакомиться с ведущими представителями реализма и импрессионизма. Однако французские художники отказались общаться с «немцем» Либерманом. В 1874 году он заявил своих "Женщин, ощипывающих гусей" на Парижский салон. Хотя картина и была принята на конкурс, Либерман получил отрицательные отзывы в прессе прежде всего по националистическим причинам. Лето 1874 года Либерман провёл в Барбизоне в лесу Фонтенбло. Художника серьёзно интересовало творчество Мункачи, но ещё больший интерес он испытывал к творчеству Констана Труайона, Шарль-Франсуа Добиньи, Камиля Коро и прежде всего Жан-Франсуа Милле.

В 1875 году Либерман провёл три месяца в голландском Зандвоорте. В Харлеме он работал над копиями картин Франса Халса. Изучая портретную живопись Халса, Либерман пытался найти свой собственный стиль. Франс Халс с его техникой энергичного и размашистого нанесения красок оказал влияние на позднее творчество Либермана наряду с французскими импрессионистами. В это время сформировалась творческая особенность художника Либермана медлить с реализацией возникшей идеи крупной картины. Лишь вернувшись осенью 1875 года. в Париж и переехав в ателье большего размера, Либерман вернулся к своим впечатлениям и написал первую работу, посвящённую купающимся рыбацким детям. Позднее он вновь вернулся к этому сюжету.

В 1878 году Либерман впервые побывал в Италии. В Венеции он мечтал посмотреть работы Витторе Карпаччо и Джентиле Беллини и выработать для себя новые творческие ориентиры. Там он познакомился с группой художников из Мюнхена, в частности и с Францем фон Ленбахом, и пробыл в их компании в Венеции три месяца, а затем последовал за ними в столицу Баварии, которая благодаря мюнхенской школе живописи прославилась как центр натуралистического искусства в Германии.

В 1884 году Либерман решил вернуться в Берлин, хотя он понимал, что в Берлине он неизбежно столкнётся с новыми конфликтами. Он считал, что рано или поздно Берлин займёт своё место среди ведущих центров художественной жизни. Берлин занимал важное место на художественном рынке Европы, а сам Либерман к тому же тяготился устоявшимися художественными традициями Мюнхена.

5 февраля 1892 года в Берлине было образовано "Объединение XI", в которое вошли одиннадцать независимых художников. Позднее на его оснвое возник Берлинский сецессион, возглавивший оппозицию консервативной школе академической живописи. По мнению Ловиса Коринта уже вскоре после основания Либерман стал "тайным лидером одиннадцати анархистов". При Вильгельме II началось обострение реакционных тенденций в культурной политике империи. Реакция художественной критики столицы на появление нового оппозиционного "официальному направлению" художественного движения была неоднозначной. Большинство критиковало в частности Либермана за дерзкую манеру письма, но никто не оспаривал его место на вершине художественного олимпа Берлина.

По окончании войны и революции в 1920 году Либерман был избран президентом берлинской Академии художеств. Сецессионы продолжали существовать параллельно и потом практически безвестно распались. Время Сецессиона закончилось с вступлением Либермана на пост президента Академии. Под крылом Академии он пытался объединить различные художественные течения, в том числе и экспрессионизм. Благодаря Либерману в Академию были приняты Макс Пехштейн, Карл Хофер, Генрих Цилле, Отто Дикс и Карл Шмидт-Ротлуф.

Макс Либерман умер 8 февраля 1935 года в своём доме на Парижской площади. Кете Кольвиц писала, что в 7 часов вечера он тихо заснул. Посмертная маска художника выполнена молодым скульптором Арно Брекером, творчество которого впоследствии получило негативный оттенок из-за полученного скульптором звания любимого художника Гитлера и приверженности идеям национал-социализма. Фотограф Шарлотте Рорбах сделала фотографии гипсовой маски.

Макс Либерман

Макс Либерман

Макс Либерман

Related posts
Кронберг (нем. Kronberg im Taunus)
2019-01-28 13:19:56

  Кронберг (нем. Kronberg im Taunus) — город в Германии, в земле Гессен. Подчинён административному округу Дармштадт. Входит в состав района Верхний Таунус. Население составляет 17 618 человек (на 30 июня 2007 года). Занимает площадь 18,62 км. Оф ...

Юлиус Лотар Мейер
2019-01-28 13:20:04

Юлиус Лотар Мейернемецкий химик Юлиус Лотар Мейер родился 19 августа 1830 года в маленьком городке Фареле в провинции Ольденбург, в семье врача. Обладая слабым здоровьем, среднюю школу он смог закончить только к двадцати одному году. После школы ...

Хайденхайм-на-Бренце
2019-01-28 13:20:06

Хайденхайм-на-Бренце (нем. Heidenheim an der Brenz, алем. Hoidna, Hoirna) — город в Германии, районный центр, расположен в земле Баден-Вюртемберг. Подчинён административному округу Штутгарт. Входит в состав района Хайденхайм. Население составляе ...

Обераммергау
2019-01-28 13:20:10

Обераммергау (нем. Oberammergau) — коммуна в Германии, в земле Бавария. Коммуна характеризуется наличием общинного (общего, совместного) управления. Подчиняется административному округу Верхняя Бавария. Входит в состав района Гармиш-Партенкирхен ...

Эденкобен
2019-01-28 13:20:55

Эденкобен (нем. Edenkoben) — город в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц. Входит в состав района Южный Вайнштрассе. Подчиняется управлению Эденкобен. Население составляет 6699 человек (на 31 декабря 2006 года). Занимает площадь 17,90 км. Официальны ...

Рункель
2019-01-28 13:21:00

Рункель (нем. Runkel) — город в Германии, в земле Гессен. Подчинён административному округу Гиссен. Входит в состав района Лимбург-Вайльбург. Население составляет 9707 человек (на 30 июня 2007 года). Занимает площадь 43,69 км. Официальный код 06 ...

Гедеон Буркхард
2019-01-28 14:40:15

Гедеон Буркхард Гедеон Буркхард\Gedeon Burkhard Австрийский и немецкий актер.Родился 3 июля 1969 года в Мюнхене, ФРГ. Родился в актерской семье, мать - актриса Элизабет фон Моло, дед - Александер Моисси, был известным итальянским актером . В ...

Братья Гримм
2019-01-28 14:40:21

Братья Гримм Братья Гримм (Якоб, 1785—1863 и Вильгельм, 1786—1859) - немецкие лингвисты и сказочники. Братья Вильгельм и Якоб Гримм родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. Как лингвисты, были одними из основоположников научной г ...

Транспорт в Штутгарте
2019-01-28 14:40:25

  Транспорт в Штутгарте Организация общественного транспорта в Штутгарте считается одной из лучших в мире. Особенность региона - горная зубчатая железная дорога ("Zacke"), поднимающаяся от Мариенплатц в район Дегерлох-Вальдфридхоф на высо ...

Уголовное право Германии
2019-01-28 14:40:26

Уголовное право Германии Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. (историческое название Кодекса). В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., ...

Доклад: Туристическая Германия
2019-01-28 14:40:26

Доклад: Туристическая Германия Туристическая Германия Германия - страна, где туристический сезон длится весь год, и это не случайно, так как она считается красивейшей страной Центральной Европы и воспоминания об отдыхе в Германии надолго остану ...

Германия и Австрия в XV – XVIII веках
2019-01-28 14:40:26

Германия и Австрия в XV – XVIII веках   Реферат   "Германия и Австрия в XV – XVIII веках"   В начале XVI века Германия представляла собой бурлящий котел, подогреваемый недовольством практически всех слоев населения. После открытия португальцами ...