Замок Альбрехтсбург (Schloss Albrechtsburg)

Пост опубликован: 28.01.2019

Замок Альбрехтсбург (Schloss Albrechtsburg)

 

Невозможно узнать Германию, не посетив первого замка, построенного на этой земле. Всего в каких-то 25 километрах от Дрездена раскинулся древний город Мейсен, которому уже более тысячи лет. Город построен на Эльбе, и проплывая мимо него на пароходе, невозможно не заметить величественный замок на горе с оранжевыми башнями и белыми стенами, а также высокие шпили знаменитого собора, который расположился внутри замка. Именно здесь в замке Альбрехтсбург и был изобретен первый в Европе фарфор.
Альбрехтсбург является одним из самых красивейших замков Германии и Западной Европы. Это настоящий шедевр поздней готики, яркий пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Это уже не крепость, это замок-дворец.
Когда резиденцией местных курфюстов стал Дрезден, замок особо не использовался и не подвергался переделкам. В результате, до наших дней, он дошел в практически не тронутом виде. Посетителей Альбрехтсбург встречает большим изящным входом, как в настоящем дворце. Здесь много узких окон-бойниц (это такие широкие окна с ажурной деревянной резьбой).
От крепостных зданий в этом замке сохранились только ворота и башни XV века.
После того, как фарфоровая мануфактура покинула стены Альбрехтсбурга, замок был отреставрирован, и стал музеем. Стены замка покрыты фресками, которые рассказывают об истории рода Веттингов. Фресками украшены комнаты верхнего этажа. Датируются фрески XIX веком. Некоторые залы могут похвастаться оригинальным убранством, сохранившимся с незапамятных времен. Есть готические скульптуры, собранные по церквям Саксонии, некоторые даже имеют натуральный размер. Из особых ценностей, нужно отметить скульптуру Отццорфской Мадонны, сделанной из дерева. Возраст этой скульптуры составляет 850 лет!
Внутри замка расположен великолепный готический собор, который был построен в период с 1260 по 1410 год. Собор был первой резиденцией Мейсенских епископов.
Замок Альбрехтсбург проводит огромное количество выставок и экскурсий. Хотелось бы выделить выставку, посвященную 300 –летию Мейсенского фарфора. Здесь можно увидеть уникальные вещицы ручной работы, датированные XVIII веком, посмотреть фарфоровые предметы, изготовленные специально для царской семьи: для российской императрицы, для короля Августа III.

От дворца к мануфактуре, и от фарфора к музею

Стоит ли говорить, что самый первый немецкий замок начинал свою историю со славянских поселений? В 929 году король Генрих Первый захватывает земли, которые принадлежали славянам. На высоком холме возле Эльбы, он решает разбить военный лагерь. Через 150 лет, в этих местах поселились маркграфы из рода Веттингов. Два брата – Эрнст и Альбрехт фон Веттинг. В 1423 году братья становятся курфюстами, а их земли теперь называются герцогством. А поскольку негоже герцогам пребывать без замка, в 1471 году был заложен первый камень в фундамент будущего замка Альбрехтсбург.
Строительство замка было поручено архитектору Арнольду фон Вестфалену. Он и сотворил чудо-замок, смешавший в себе позднюю готику и Ренессанс. Он первым создал винтовую лестницу и стрельчатые своды, которые до сих пор восхищают посетителей Альбрехтсбурга.
Братья замок не жаловали, и не очень-то им пользовались. После принятия Лейпцигского соглашения, земли между братьями были разделены.
Период расцвета замка приходится на время правления курфюста Саксонского и короля Польши Августа Сильного. Т.к. в те времена идеей фикс всего дворянства был поиск чудодейственной формулы, которая превратит простой металл в золото, то всеобщей золотой лихорадке подвергся и Август. Но об этом чуть позже.
При Августе был изобретен знаменитый мейсенский фарфор, в замке сто пятьдесят лет работала манфактура по производству фарфора. Естественно, такое использование пагубно сказывается на состоянии замка. После того, как для производства построили новое здание, мануфактура покидает эти стены. Обветшалый замок решают восстанавливать. После восстановительных работ, в замке был основан музей, который и по сей день принимает посетителей.

Белое золото

Как известно, фарфор долгое время оставался загадкой Востока. Со времен средневековья, европейцы пытались разгадать «китайский секрет», но все их попытки были тщетны. Фарфор стоил бешенных денег, позволить себе фарфоровую посуду могли только короли. История хранит примеры, когда за китайский фарфоровый сервиз отдавали целый полк бравых пруссаков, с полным снаряжением. Но европейцы продолжали биться над разгадкой «белого золота».
Но Август Сильный мечтал о простом золоте. Для этого он нашел молодого аптекаря-алхимика Иоганна Фридриха Битгера. Именно он и был поселен в замке Альбрехтсбург для поиска жидкости, которая превратит металл в золото. Зал дворца до сих пор украшает огромное полотно, на котором изображен молодой аптекарь со стеклянной колбой в руках. Его вид неряшлив, но взгляд горит фанатичным огнем. Он близок к разрешению главной задачи.
Создание фарфора окутано тайной. Существует легенда, согласно, которой Август, рассвирепев на Иоганна, который так долго не мог изобрести нужную жидкость, приказал казнить его. Иоганн, готовясь к казни, присыпал пудрой свой парик, и внезапно его осенила мысль, что с помощью этой пудры и можно создать фарфор. Совсем недавно, была обнаружена рецептная книга Иоганна, из которой становится ясно, что ученный методично день за днем, месяц за месяцем искал секрет создания фарфора.
Битгер работал не один, а в сотрудничестве с математиком-физиком Вальтером Чирнгаузеном. Вместе они создали мейсенский фаянс. Но в 1708 году Чирнгаузен умирает. А спустя год Битгер, таки добивается своей цели и создает первый в Европе фарфор. Создание фарфора именно этими талантливыми людьми, обусловлено еще и местом, где они его создавали. Ведь в замке Альбрехтсбург, были три главных предпосылки создания фарфора. Три «саксонских условия». Первое – здесь был каолин – белая глина. Именно из него делали пудру для париков, и добывали его вблизи Мейсена.
Второе условие – загадочный «петунцзе». Без этого материала, говорят китайцы, не бывает фарфора. Битгер и Чирнгаузен определили, что это полевой шпат, но только тот, что добывают в Саксонии. И третья составляющая мейсенского фарфора – талантливые художники, скульпторы и ювелиры, которые одарили мейсенский фарфор, той красотой и изяществом, который он славится и по сей день.